Интервью о
салонном бизнесе с Президентом Союза парикмахеров России Долорес
Кондрашовой
АНЖЕЛА ДРУЖИНИНА
В большинстве стран мира парикмахерские и салоны
красоты – семейный, домашний бизнес. Почему-то считается, что он не
сложный, казалось бы все что надо — это небольшое помещение, несколько
рабочих места и мастеров, ножницы-расчески — и стриги купюры. Из-за
такого «облегченного» восприятия у нас в индустрию красоты стремятся
все кому не лень. Многие бросаются в салонный бизнес как в омут с
головой и… прогорают. О том, как открыть салон красоты правильно и
сделать свой проект в индустрии красоты и здоровья прибыльным, мы
говорим с легендарной Долорес Кондрашовой, президентом Союза
парикмахеров России, одной из первопроходцев салонного бизнеса в России.
– Долорес Гургеновна, сложно ли открыть
парикмахерскую в России?
– Очень легко, и только ленивый этого не делает.
Одной из особенностей этого вида деятельности в нашей стране стал тот
факт, что многие преуспевающие бизнесмены открывают салоны красоты для
своих жен – просто, чтобы им не было скучно. Зачастую такие заведения не
служат средством заработка. А вот в Европе, например, открыть салон
красоты гораздо сложнее – там, в частности, существует серьезное
ограничение на расположение предприятия сферы услуг в непосредственной
близости от другого такого же.
– Но не все же у нас идут в салонный бизнес «от
скуки»…
– Конечно. И если ваша цель – извлечение прибыли (а
это должно быть целью любого бизнеса), то необходимо предварительно
просчитать все до мелочей. Это и выбор помещения, и подбор персонала, и
ассортимент услуг. Для начинающих лучший вариант – арендовать уже
готовую парикмахерскую. Но если инвестиции позволяют, ее можно построить
самостоятельно. В российских условиях желательно, чтобы помещение, в
котором будет располагаться салон красоты, находилось в собственности
владельца. Это связано с тем, что большинство арендодателей, увидев, что
салонный бизнес приносит прибыль, тут же начинают повышать арендную
плату.
– А где больше шансов пробиться – в центре города,
где люди работают, или на окраинах, где они в основном живут?
– Место расположения будущего предприятия имеет
огромное значение. Необходимо учитывать не только район и его
удаленность от центра, но и «соседей»: окружающие здания, кто в них
живет или работает, есть ли поблизости предприятия или офисные центры.
От этого зависит стоимость услуг. К примеру, на окраинах, особенно вне
пределов Москвы, клиенты не всегда могут позволить себе оплачивать
дорогостоящие процедуры. Следует обратить внимание и на спектр услуг
салонов-соседей, на их качество и стоимость, уровень мастеров. Качество
косметических препаратов у конкурентов тоже важно – это нужно знать для
того, чтобы вы могли предложить своим клиентам более выгодные условия,
либо более качественные услуги. Однако в любом случае начинать стоит с
малого, особенно если у вас нет опыта. Сразу закупать дорогостоящее
салонное оборудование не следует – в данном случае действует правило:
предложение должно идти за спросом. И нужно быть готовым к тому, что на
первых порах парикмахерская не будет приносить большой прибыли, если
вообще будет: слишком большая конкуренция в нашем бизнесе.
– Средств, которые дает государство в рамках
поддержки малого бизнеса, хватит, чтобы открыть салон? Сколько денег
нужно для старта?
– Государственной поддержки явно недостаточно.
Средняя затратная часть в этом бизнесе составляет 300–500 тыс. долларов
исходя из того, что идеальная площадь для достаточно быстрой окупаемости
салона красоты должна быть на уровне 170–250 квадратных метров. Для
достижения рентабельности минимально в салоне красоты должны быть четыре
парикмахерских кресла, два косметологических кабинета (один – по лицу,
другой – по телу), два кабинета маникюра-педикюра, один из них для
наращивания ногтей.
– А какой должна быть «пропускная способность»
заведения, чтобы оно не прогорело?
– Исходя из минимальных условий рентабельности четыре
парикмахера в смену должны обслуживать 16 клиентов, два косметолога –
четверых клиентов, около 10 клиентов должно быть у мастеров
маникюра-педикюра.
– Клиент ведь зачастую ходит к «своему» мастеру.
Каким должно быть соотношение суперпрофессионалов, просто хороших
мастеров и новичков в небольшой, но нацеленной на успех парикмахерской?
– В только что открытой парикмахерской
суперпрофессионалов может вообще не быть. Однако вырастить их вполне
возможно – нужно не бояться тратить средства на обучение персонала и на
участие мастеров в российских и международных конкурсах. В конце концов,
это привлечет к вам большее количество клиентов и соответственно
увеличит доход. Что касается количества хороших мастеров в «начинающей»
парикмахерской, то на первом этапе персонал должен быть профессиональным
весь. С расширением бизнеса вы сможете привлечь и новичков.
– Каков срок окупаемости новой парикмахерской?
– В среднем около трех лет. Конечно, сроки могут
варьироваться, они зависят от трех основных факторов. Первый – размер
парикмахерской: чем она меньше, тем меньше прибыль, потому что согласно
санитарным нормам в заведении должны быть еще и вспомогательные площади
определенного размера, которые дохода не приносят. Второй фактор –
профессионализм персонала, третий – количество клиентов.
– На чем новички прогорают чаще всего?
– На неправильной организации салонного бизнеса – не
налажен учет доходов-расходов; не выполняется правило соотношения между
ценой услуги и ее качеством; не проходит обучение персонал и не учится
сам владелец; не расширяется ассортимент услуг и, конечно, если владелец
забывает о рекламной поддержке своего бизнеса.
– Сильно ли мешают в вашем деле чиновники?
– Да, чиновники мешают. Государство постоянно обещает
способствовать развитию малого бизнеса, в том числе и салонного, однако
количество контролирующих организаций не уменьшается и количество
проверок, увы, тоже.
– С какими инстанциями приходится иметь дело?
– Санитарная инспекция, пожарный надзор, Федеральная
инспекция труда, милиция, отделы по защите прав потребителей;
Федеральная налоговая служба и прочие и прочие.
– В начале нашей беседы вы подчеркивали, что
предложение должно идти за спросом. А какова насыщенность рынка этих
услуг в Москве, Санкт-Петербурге, на периферии? Есть ли свободное поле
деятельности? Далеко ли мы от Запада по количеству парикмахеров «на душу
населения»?
– В последние годы ежемесячно только в Москве
открывается три-четыре новых салона или парикмахерских. Немудрено, что
многие из них закрываются, не просуществовав и года и, следовательно, не
окупив затрат. Но на смену им как грибы вырастают новые. Однако
говорить о перенасыщенности рынка нельзя, потому что спрос пока еще
выше, чем предложение, поэтому свободы для действий предостаточно. Но
при условии, что эти действия грамотно, профессионально организованы. А
вот подсчитать количество парикмахеров «на душу населения», а тем более
сравнить Россию с Западом очень сложно, особенно если учитывать тех
парикмахеров и «ногтевиков», которые предлагают услуги «на дому» без
лицензий и зачастую некачественные. Именно поэтому, повторяю, прежде чем
открыть салон или парикмахерскую «шаговой доступности», нужно взвесить
все «за» и «против», провести подробнейшие маркетинговые исследования.
Обсудить на форуме: http://salon-vladelez.ucoz.ru/forum/10-8-1
Источник: http://www.fabrikabiz.ru/salon/2/article.php?show_art=2278 |