Красота по лицензии: франчайзинг в индустрии
|
|
По статистике, около 41% россиян регулярно
посещают салоны красоты. Однако рынок beauty-услуг пока не может
похвастаться разнообразием франчайзинговых предложений. На что стоит
обратить внимание? И при каких условиях будет действительно выгодно
работать под чужой маркой?
Вдогонку за рынком
Профессиональные
салоны красоты – первые ласточки развитой beauty-индустрии – стали
появляться в России в начале девяностых. Ветер перемен привлек в нашу
страну представителей известных зарубежных сетей, среди которых были
Aldo Coppola, Toni&Guy, Jacques Dessange, Camille Albane, Wella,
Yves Rocher, Alessandro. Параллельно в те же годы происходило зарождение
и становление российских beauty-брэндов, развившихся в наши дни в
сетевые салоны красоты. В первую очередь это московские салоны «Персона
Lab», «Мысин Студио», «Аида».
Сегодня индустрия красоты наиболее активно развивается в Москве. Это и
понятно: уровень жизни здесь существенно выше, нежели в других
российских городах, соответственно, именно здесь самый высокий спрос на
beauty-услуги. По оценкам профессионалов рынка, сейчас в столице
действует около тысячи полноценных салонов красоты, предлагающих
клиентам комплексное обслуживание. Половина из них ориентируются на
средний и высший ценовой уровень. Если же принять во внимание рядовые
парикмахерские и небольшие косметологические кабинеты, в том числе
работающие полуподпольно, то разные эксперты определяют численность
участников столичного beauty-рынка примерно в 1500-2500 объектов.
Ежегодно ряды салонов красоты прирастают в России на 10-20%. Казалось
бы, где, как не на beauty-рынке, стоит ожидать стремительного развития
франчайзинга? Налицо все необходимые для этого условия: наличие
известных брэндов, обладатели которых имеют все возможности
стандартизировать свой бизнес, а также рост спроса, привлекающий новых
предпринимателей и инвесторов. Однако франчайзинговые проекты в этой
сфере пока можно пересчитать по пальцам.
Первые попытки были предприняты не более трех лет назад. Сейчас четкие
франчайзинговые предложения имеют не более десятка beauty-сетей.
Наиболее активны в этом плане российская «Персона» (салоны «Персона LAB»
и «Персона Family») и западные брэнды Aldo Coppola, Jacques Dessange,
Camille Albane, Jean-Claude Biguine. Причем все они находятся лишь в
начале пути. Под маркой «Персона LAB» по франчайзингу работает один
независимый салон, под маркой Jean-Claude Biguine – четыре, а Aldo
Coppola только ведет переговоры с потенциальными российскими франчайзи.
«Вредный» имидж
Почему в России буксует франчайзинг салонов красоты? В
числе первостепенных аргументов участники рынка называют несовершенство
законодательной базы. Но, с другой стороны, в области фаст-фуда успешно
практикуют франчайзинг уже несколько десятков компаний. А работают они,
опираясь на те же законы, что и представители индустрии красоты.
Одной из преград для развития франчайзинга на beauty-рынке является
недоверие владельцев сетей к своим потенциальным партнерам. Причина –
своеобразный имидж этого бизнеса, притягивающий к нему слишком много
«неправильных людей».
– Еще несколько лет назад каждая уважающая себя жена успешного
бизнесмена считала необходимым иметь собственный салон красоты, –
говорит президент и совладелец компании «Персона» Игорь Стоянов. –
Естественно, 90% таких предприятий были убыточными, потому что к
настоящему бизнесу их деятельность не имела никакого отношения. По нашим
наблюдениям, точно так же недостаточно серьезно относится к этому
бизнесу большинство наших потенциальных франчайзи. Поэтому мы отбираем
их очень тщательно. Наши марки мы создавали десять лет. И отдавать кому
угодно право работать под ними не будем.
В качестве потенциальных партнеров «Персону» в первую очередь
интересуют люди, уже имеющие опыт парикмахерского бизнеса. Те, кто,
например, уже пытался раскрутить свой салон и потерпел неудачу. Именно
они, как правило, серьезны в своих намерениях, готовы платить за чужой
проверенный опыт и соблюдать принципы работы по системе франчайзинга.
Похожие тенденции отмечает и заместитель генерального директора сети
салонов красоты «Аида» Татьяна Цалькович. На сегодняшний день эта сеть
одна из самых известных и авторитетных в России, но ее владельцы не
спешат разрабатывать франчайзинговую программу.
– В большинстве своем салоны красоты стараются открыть люди с большими
имиджевыми амбициями, – говорит Татьяна Цалькович. – С помощью этого
бизнеса они хотят не просто получить прибыль, но и увековечить свое имя.
Особенно это касается тех, кто желает вложить в бизнес деньги,
заработанные в других отраслях.
Впрочем, по мнению Игоря Стоянова, ситуация начала меняться к лучшему.
Например, на франчайзинговой выставке «Купи брэнд – 2003», прошедшей
прошлой осенью в московском «Экспоцентре», на стенд компании «Персона»
обращалось много предпринимателей из регионов, которых серьезно
интересовали салоны красоты именно как бизнес, приносящий стабильный
доход.
– Уже во время предварительной беседы эти люди желали просчитать
возможную прибыль своего будущего салона с учетом его специфики и
местных условий, – говорит совладелец «Персоны». – А это верный признак:
в этом бизнесе они кое-что понимают.
Другая проблема франчайзинга на рынке индустрии красоты связана с тем,
что стоимость услуг профессиональных салонов слишком высока для
регионов. Поэтому салоны нельзя клонировать, как сетевые магазины.
Например, в компании Optima Beauty,
владеющей генеральной франшизой Aldo Coppola, и косметологических
салонах DIBI Center считают, что для города с миллионным населением,
может быть, достаточно и одного салона их уровня. По этой причине многие
брэнды российского beauty-рынка не стремятся широко афишировать свои
франчайзинговые программы, предпочитая тактику продуманных и
неторопливых шагов вперед.
– Салоны, оказывающие свои услуги на Западе среднему классу, в России
считаются салонами класса «люкс», – говорит Татьяна Цалькович. –
Воспользоваться их услугами по карману только обеспеченным людям,
поэтому в регионах они пока не могут найти своего клиента.
Есть и еще одна проблема, препятствующая быстрому развитию франчайзинга
в этой области. В России немного по-настоящему известных
beauty-брэндов, особенно если речь идет о брэндах иностранных. Они на
слуху только у относительно небольшой группы населения, поэтому
нуждаются в последовательном продвижении и внедрении в сознание
потребителей. Таким образом, каждый франчайзер должен иметь серьезный
бюджет на раскрутку своей торговой марки и быть готовым к тому, что
большую часть рекламных вопросов решать придется именно ему.
– Реклама и PR марки Jean-Claude Biguine для франчайзи бесплатны. Эта
забота целиком ложится на наши плечи, – говорит генеральный директор
компании «Диаллер» Ольга Павликова.
– Работа по продвижению брэнда требует больших финансовых и временных
затрат, а мы заинтересованы в том, чтобы наши франчайзи эффективно
развивались, не неся дополнительных расходов. Мы осуществляем рекламные
публикации о наших франчайзинговых салонах в специализированных
изданиях, помещаем информацию о них на нашем сайте, устраиваем имиджевые
рекламные акции. Мы избавляем наших партнеров от работы по
популяризации непосредственно брэнда Jean-Claude Biguine.
А вот отечественная сеть, владеющая раскрученной торговой маркой, может
себе позволить попросить франчайзи разделить с ней бремя рекламных
расходов. Так, «Персона» предполагает при заключении франчайзингового
договора взимать с партнера разовый рекламный сбор – $3-5 тыс. Сумма
может показаться неоправданно большой, но при этом следует учесть, что
эта сеть не взимает с франчайзи роялти, а ее ежегодный рекламный бюджет
достигает $800 тыс. То есть большую часть денег в раскрутку открываемых
предприятий все равно вкладывает сам франчайзер.
Первая тройка
Несмотря на то что выбор у желающих купить франшизу
на beauty-рынке небольшой, он все же есть. Компании-пионеры уже
формализовали свои предложения и получили на этом поприще первый опыт.
Что же представляют собой франчайзинговые программы российских салонов
красоты?
В своей основе франчайзинговый пакет beauty-компаний, как и других
предприятий, предусматривает передачу партнеру эксклюзивных прав на
пользование именем, ноу-хау, технологиями, дизайном помещений, методами
административного и бизнес-управления. Головная компания обычно
представляет франчайзи льготные условия по поставке косметической
продукции, солидную рекламную поддержку, помогает оформить помещение в
соответствии с фирменным дизайном.
Так, «Персона» предлагает своим потенциальным партнерам франшизу
торговых марок «Персона LAB» и «Персона Family». Первая позиционируется
на рынке как продвинутый брэнд со средними расценками от $30 до $40 за
стрижку с укладкой. У «Персоны Family» – другая аудитория. Это салоны
для всей семьи – родителей, детей, бабушек и дедушек. Поэтому и услуги
стоят несколько дешевле, чем в «Персоне LAB».
В регионах владельцы этой компании планируют развивать свою
франчайзинговую сеть на стандартных условиях. А вот для столичных
партнеров она сформулировала необычное предложение.
– В Москве мы намерены организовывать салоны красоты под нашей маркой с
нуля, – рассказывает Игорь Стоянов. – Эти предприятия будут выводиться
на рентабельные позиции. После того как они наберут клиентуру и прочно
встанут на ноги, мы выставим их на продажу на условиях франчайзинга.
Такой франчайзинговый салон, в зависимости от площади и местоположения,
будет стоить от $200 тыс. и больше. Вернуть свои инвестиции наш партнер
сможет за 1,5-2 года.
Компания «Диаллер» (торговая марка Jean-Claude Biguine), также
выставляет на продажу и переводит на франчайзинг некоторые рентабельные
московские салоны. По франчайзингу создаются и новые салоны красоты в
Москве и регионах. Предприятия, работающие под этой маркой,
предоставляют клиентам полный спектр beauty-услуг. Стандартная стоимость
прически (стрижка+укладка) в них составляет около $50.
Помимо полноценного франчайзингового пакета, компания «Диаллер»
предлагает предпринимателям так называемый франчайзинг малой формы –
присоединение. Он позволяет потенциальному франчайзи перед вложением
основного объема инвестиций «промониторить» свой местный рынок и
определить спрос на beauty-услуги подобного уровня. Именно такую схему
полгода назад «Диаллер» предложил предпринимателю, пожелавшему открыть
салон Jean-Claude Biguine в одном из небольших городов.
– Проблема в том, что численность населения этого города всего около 30
тыс. человек, – рассказывает Ольга Павликова. – У нас не было
уверенности, что наш салон сможет привлечь здесь достаточное для
успешного ведения бизнеса количество клиентов. Поэтому мы предложили
партнеру для начала организовать в его парикмахерской два рабочих места,
где посетителей будут обслуживать мастера, работающие по технологии
Jean-Claude Biguine. А в контракте мы оговорили, что при условии
успешного развития бизнеса в течение года передадим этому
предпринимателю полноценную лицензию на льготных условиях, в противном
же случае – полностью откажемся от сотрудничества.
Третий франчайзер на рынке салонов красоты – компания Optima Beauty
(торговая марка Aldo Coppola).
– За девять лет наши салоны в Москве завоевали доверие самых
взыскательных клиентов, среди которых известные артисты, политики и
бизнесмены, – говорит генеральный директор компании Optima Beauty
Дмитрий Анцкайтис. – Наш франчайзи получит весь спектр услуг – от
создания дизайн-проекта салона и помощи в приобретении мебели и
оборудования до предоставления подробного «Руководства пользователя» и
«Кодекса поведения» каждого сотрудника салона. Мы очень серьёзно
относимся к профессиональному обучению персонала салонов, будь то
стилист или администратор.
На страже стандартов
Какие требования предъявляют компании, продающие
франшизу на рынке красоты, к своим потенциальным партнерам? Конечно, они
должны обладать необходимой финансовой базой и иметь в собственности
или долгосрочной аренде помещение, соответствующее стандартам сети.
Кроме этого, beauty-франчайзеры очень щепетильно относятся к соблюдению
стандартов своего бизнеса и внимательно контролируют работу своих
франчайзи.
– Один-два раза в год мы планируем проводить аттестацию всех мастеров
из салонов, работающих под нашей торговой маркой, – говорит Игорь
Стоянов. – Для этого сейчас мы создаем специальный ревизионный отдел.
При поступательном расширении нашей региональной франчайзинговой сети
его специалистам предстоит часто выезжать в командировки.
Компания Optima Beauty намерена возложить контроль за франчайзи на
своих региональных представителей. А фирма «Диаллер» помимо регулярных
квалификационных аттестаций всех специалистов, работающих в салонах,
практикует негласные проверки в салонах, работающих под маркой
Jean-Claude Biguine.
– Чтобы получить достоверную информацию о соблюдении всех требований к
работе салона, качеству оказываемых услуг, мы используем скрытые визиты,
– рассказывает Ольга Павликова. – Нам важно, чтобы все салоны, открытые
под нашей маркой, работали по единым стандартам.
Чтобы помочь партнерам держать марку на должном уровне, все франчайзеры
считают делом чести иметь собственные профессиональные школы. В них в
первую очередь проходит обучение арт-директор будущего франчайзингового
салона. Эти уроки позволяют ему освоить стандарты работы сети и понять,
какой персонал следует набирать.
– В прошлом году мы открыли в Москве филиал Миланской Академии Aldo
Coppola, обучение в котором можно пройти как отдельными курсами, так и
по полной программе, стоимость которой около 1800 евро, – говорит
директор московской Академии Aldo Coppola Наталия Крещенко. – Для
освоения техники стрижек, укладок и окрашивания Aldo Coppola у нас также
действуют мастер-классы стоимостью 70 евро.
– Наши арт-педагоги повышают квалификацию парикмахеров, колористов,
стилистов, которые работают в салонах наших франчайзи, обучают их
технике продаж косметической продукции, – рассказывает Ольга Павликова о
Московском учебном центре Jean-Claude Biguine. – Отдельная программа
разработана для управленцев. Дважды в год мы приглашаем их на бесплатные
курсы повышения квалификации, которые включают в себя представление
новой коллекции макияжа, стрижки и окрашивания от Jean-Claude Biguine.
Раз в три месяца для руководителей франчайзинговых салонов проводятся
семинары по оптимизации бизнеса, которые включают в себя курсы по
оптимизации продаж и обучение анализу и эффективному планированию своего
бизнеса. К франчайзи, работающим в регионах, наши преподаватели
выезжают сами. Кроме того, дважды в год четыре человека от каждого
салона могут пройти бесплатное обучение в Париже, в Международном
учебном центре Jean-Claude Biguine.
Похожим образом работает и компания «Персона».
– Наша «Школа стилистов "Персона”» скоро отметит свое десятилетие, –
говорит Игорь Стоянов. – А в этом году мы открываем второе подразделение
школы – «Студию "Персона”», в которой будем обучать своих франчайзи
специальностям парикмахера, визажиста и стилиста по одежде.
УСЛОВИЯ ОТКРЫТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВОГО САЛОНА
Брэнд
|
Стоимость франшизы
|
Необходимые инвестиции
|
Роялти в месяц
|
Прогнозируемые результаты
|
Aldo Coppola
|
Бесплатно
|
12-50 тыс. евро
|
1000 евро
|
Не афишируются
|
Jean-Claude Biguine
|
65 тыс. евро
|
100-250 тыс. евро, включая стоимость франшизы
|
В течение первого года – нет, затем 1200 евро
|
Срок окупаемости – 1,5 года. Чистая прибыль 5-50 тыс. евро в
месяц
|
Персона LAB
|
$15 тыс.
|
$100-200 тыс.
|
Нет
|
Срок окупаемости – 2 года. Чистая прибыль – $5-10 тыс. в
месяц
|
Персона Family
|
$15 тыс.
|
$150-300 тыс.
|
|
Обсуждается. Рентабельность 20-40%
|
Источник: http://www.bishelp.ru/svoe_delo/otrasl/krasota/kras_po_licenzii.php |