Почему не работает то, что в книгах, и как работает то, что
работает
Не секрет, что в современном мире государство и общество передают все
больше своих функций бизнесу. Теперь в этот процесс включились семья,
ясли, детские сады, школы и вузы.
Если раньше воспитание человека осуществлялось этими
институтами (ну, еще огрехи исправляли Дом Пионеров, армия и тюрьма), то
сейчас бизнес отовсюду получает сотрудников, наиболее общим качеством
которых является инфантильность. Воспитание передается
Телевидению в лице его филиалов — МТВ, СТС, ТНТ, которые формируют у ребенка
калейдоскопичное мышление и отбивают логичность. Дети начинают верить,
что если после, то обязательно по причине. Следствие —
отсутствие навыка думать.
Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в
задержке становления личности, при которой поведение человека не
соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание
проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских
качеств личности.
Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых
интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними
дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в
дальнейшем — и к социальным проблемам.
Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных.
Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления,
способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более
продуктивны (при жестком руководстве). Динамика возникающей
интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется
благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной
деятельности.
Увы, часто процесс становится самоподдерживающимся. Бизнес
провоцирует, а потом закрепляет и поддерживает инфантильные отношения. И
делает это не только бизнес — это делают и иные незрелые социальные
организмы, именуемые организациями, компаниями, «тусовками», «партиями»…
Такие же незрелые, как и окружающие их, и состоящие из тех же людей
семьи, коллективы, клубы, и прочее. Каждый их этих организмов так или
иначе по-своему страдает из-за некачественного «материала» — но бизнес
страдает деньгами, а оттого — страдает заметнее других.
В России образованные, умные, креативные, дружелюбные, веселые,
коммуникабельные, оптимистичные сотрудники с огромным потенциалом.
Беда лишь в том, что они не хотят работать — ну не нравится им этот
процесс сам по себе! А уж если речь заходит о том, чтобы правильно работать,
то есть делать не вообще, а то, что нужно, в конкретный момент и с
заданным темпом… И как бы мы их ни «мотивировали» — сдвиги оставляют
желать лучшего.
А все объясняется очень просто. Дети мотивации не подвластны. С
детьми можно играть, ими можно манипулировать, их можно заставлять, их
можно развивать — но не мотивировать. Все эти краткосрочные методы
назовем словом «стимулирование». Мотивация — технология для взрослых
людей, а у нас недостаточно этого контингента.
Мотивация требует от мотивируемого не только наличия интеллекта, но и
умения себя заставлять самостоятельно. Мотивация построена на
базе высшей нервной и духовной деятельности. Манипуляция, стимулирование
и иные «детские» технологии строятся на безусловных потребностях и
низших животных рефлексах. Мотивация — инструмент долгосрочного
стратегического управления (поэтому управленцы за ним так и гоняются).
Манипуляции, стимулирование и тому подобное имеют краткосрочный характер
и требуют существенно больших трудозатрат со стороны управленца.
Даже долгожданный работодателями кризис не улучшил картины. Да,
сотрудники напугались. Да, они дрожат и трепещут! Да, они согласны на
уменьшение зарплаты и урезание бонусов! — но как работали, так и не
работают. Точнее — как хреново работали, так хреново и работают. Хотя
все все понимают.
В 99% случаев ларчик с ответами открывается простой фразой: «детский
сад, штаны на лямках!». Большинство компаний, в которых мне
приходится бывать, — от успешных до проблемных — напоминают мне именно
это и различаются лишь контингентом спецдетсада.
В разных компаниях встречается разный уровень интеллекта — в
некоторых детсадах проходят высшую математику, в некоторых
ограничиваются пятипальцевым счетом. Различается уровень творчества и
креатива — где-то рисуют и поют, а где-то ходят строем. Уровень
физического развития тоже бывает разным — где-то хлюпики, а где-то
усатые и бородатые самцы.
Но везде одна и та же проблема: по-детски безответственное и
несерьезное отношение к жизни. Даже если и умеют умом заглянуть немного в
будущее и увидеть там зиму — сердцу не прикажешь! И вместо дров норовят
купить побольше игрушек и конфет.
Основной причиной неуспеха современных систем мотивации в России
является инфантильность мотивируемых и «мотивирующих» — то есть
фактическое отсутствие базы мотивируемых. Некого мотивировать!
Для имеющегося «контингента» нужны системы стимулирования, а не
мотивации.
Когда я рассматриваю «современные» системы «мотивации», предлагаемые
на рынке, мне все время кажется, что у всех них, самых разных, один и
тот же автор. И диагноз у этого автора — «математик, страдающий
раздвоением личности». Математик — потому, что половина системы
представляет собой более или менее длинный и сложный математический
расчет, к реальной жизни отношения не имеющий. Раздвоение личности —
поскольку не учитываются реальные факты жизни. «Представим, что человек
имеет форму шара, находящегося в вакууме в отсутствие электрических и
магнитных полей».
Кстати, «современными» эти системы может называть человек ну очень не
знакомый с историей. Все без исключения эти системы применялись еще в
Византии и допетровской Руси, я уже не говорю о Риме и Древнем Шумере.
Я не против управления «детским садом» теми средствами, которые для
этого реально пригодны. Но я предлагаю работать все-таки с открытыми
глазами, и «с открытым забралом» объявлять, чего же мы хотим.
Если мы хотим выжать максимальную прибавочную стоимость из
великовозрастных детишек — это один вариант. Хотя честнее и выгоднее
продать их на органы. Если мы хотим создавать прибавочную стоимость с
использованием эффективного труда взрослых, социально зрелых и
ответственных людей — это другой вариант. Возможен также «коктейль» — и
во времени, и в пространстве. Главное — не убаюкивать себя сладкими
сказками и не заниматься маниловщиной. В общем, главное — занять позицию
взрослого человека.
К счастью, в жизни редко встречаются «чистые» состояния. Конкретный
человек и конкретный коллектив обладают как свойствами детскости, на
которые мотивация не действует по определению, так и свойствами
взрослости, где мотивация вполне реальна и применима. Прикладная задача —
находить реальные точки взрослости и смешивать мотивацию и
стимулирование в такой пропорции, которая позволяет решать текущие
экономические задачи и одновременно не ухудшает социализацию сотрудников
и коллектива в целом. Поэтому нужна плотная ежедневная работа над
системой мотивации стратегического управления персоналом (мотивации) и
прямого управления персоналом (стимулирования). Не обязательно огромная.
Чистить зубы тоже нужно каждый день, да еще несколько раз, но не
обязательно делать это целый день.
И если по факту у нас слишком мала база для мотивации, мы должны
систему стимулирования нацеливать не только на сиюминутные задачи, но и
на стратегическую задачу — развитие у себя Человека Взрослого,
Ответственного, Разумного, Мотивируемого. Придется этим заняться
бизнесу, раз уж семья, ясли, детские сады, школы и вузы, Дом Пионеров,
армия и тюрьма не видят проблемы и не справляются с решением.
Итак, план работы по-взрослому:
1. Изучение проблемы и работа над чужими ошибками. Что является
причиной низкой эффективности основных предлагаемых сейчас систем
мотивации: от сдельно-премиальной до KPI и BSC, от премирования до
штрафов, от почетных грамот до мордобоя;
2. Четкое выяснение для себя — что такое мотивация и стимулирование;
3. Изучение конкретных субъектов мотивации и стимулирования:
сотрудник, коллектив, начальник, «сосед». Выработка и применение методов
объективных оценок свойств конкретных субъектов управления;
4. Отработка системы управления под свою компанию, свое подразделение
с учетом реальных качеств руководителей и сотрудников;
5. Технологии «взросления» для управляемых и управляющих;
Источник: http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1373289/ |